Телефоны доверия
для участников ВЭД
и предпринимателей
11-08
Состоялась пресс-конференция посвященная сути и значению изменений в таможенном законодательстве
494
14 ноября 2019 года в конференц-зале Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялась пресс-конференция посвященная сути и значению изменений в таможенном законодательстве с участием начальников управлений ГТК РУз, журналистов и представителей СМИ.

На мероприятии журналистам была предоставлена подробная информация о последних изменениях осуществляемых в сфере таможенного дела.   

Было отмечено, что с 1 января 2020 года начнется новая волна изменений  в таможенной сфере: вводится новый порядок в таможенные процедуры, а  при расчете таможенных платежей новые ставки. Также будут усилены принимаемые меры в отношении таможенных правонарушений.

Так какова цель этих изменений?

В начале мероприятия были даны подробные разъяснения по Закону Республики Узбекистан от 31 октября 2019 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием таможенного администрирования».

В последние годы упрощаются все таможенные процедуры, а для участников внешнеэкономической деятельности создаются более благоприятные условия.

Однако выявляются случаи правонарушений по неуплате таможенных платежей совершаемые некоторыми недобросовестными предпринимателями.  А это, безусловно, негативно сказывается на деятельности предприятий, действующих в рамках закона.

В связи с этим в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности был внесен ряд изменений и дополнений с целью усиления мер правового воздействия за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности в соответствии с настоящим Законом.

В частности, за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств таможенной идентификации, а также незаконное вскрытие багажа транспортных средств, загруженных товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение штрафа на граждан от 10 до 20, а на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных размеров заработной платы.

Также были увеличены штрафные санкции за незаконное распоряжение товарами под таможенным контролем и в отношении товаров подлежащих процедурам таможенного оформления.  

В результате не обеспечения целостности средств таможенной идентификации возникают случаи замены товаров на другие товары с более низкими ставками таможенных платежей.

В частности, за истекшие 6 месяцев 2019 года было зарегистрировано 13 фактов нарушений (в 20108 году – 39, 2017 году - 28), в результате чего в отношении правонарушителей было назначено наказание в виде штрафа на общую сумму  4,6 миллионов сум.

Для сравнения: размер установленного штрафа за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств таможенной идентификации: в Китае - 4200 долларов США, в Кыргызстане - 2860 долларов США, в Грузии - 1800 долларов США, в Российской Федерации - 300 долларов США, в Казахстане - 250 долларов США.

Законом предусмотрены ужесточенные меры по непредставлению таможенной декларации и дополнительных документов на товары в установленный срок, а также за повторно совершенное правонарушение, связанное с перемещением через таможенную границу товаров ввезенных с целью их использования в коммерческой деятельности ввезенных под видом товаров для личного пользования.

На мероприятии также было разъяснено основное значение Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-4508 от 7 ноября 2019 года “О дальнейшем совершенствовании порядка перемещения физическими лицами товаров для собственных нужд”.

Согласно Постановлению с 1 января 2020 года вводится упрощенный порядок взимания таможенных платежей, предусматривающий уплату единого таможенного платежа взамен таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акцизного налога, установленных законодательством для физических лиц, ввозящих товары в ручной клади и сопровождаемом багаже через пункты пропуска Государственной границы Республики Узбекистан, а также в отношении товаров, поступающих в адрес физического лица в международных почтовых и курьерских отправлениях, для некоммерческих целей.

Устанавлено требование об обязательном наличии производственной упаковки продовольственной продукции животного происхождения, ввозимой физическими лицами при перемещении через таможенную границу в ручной клади, сопровождаемом багаже, а также в почтовых отправлениях для личного пользования.

Установлено, что единый таможенный платеж взимается при превышении предельных норм ввоза в республику физическим лицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами, в части превышения предельных норм, исходя из таможенной стоимости товара по всем его категориям независимо от кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан и страны происхождения.

При этом определено, что при превышении норм ввоза товаров, предусмотренных в приложении № 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 февраля 2018 года № ПП-3512 «О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу», таможенные платежи уплачиваются в общеустановленном порядке.

Тоесть, нормы ввоза физическими лицами отдельных видов товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами остаются прежними: алкогольная продукция, в том числе пиво - общее количество не более 2 литров, все виды табачных изделий - общее количество не более 10 пачек, духи и туалетная вода - общее количество не более 3 единиц, ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней - общим весом не более 65 граммов.

Постановлением утверждена ставка единого таможенного платежа в размере 30 процентов от таможенной стоимости, но не менее 3 долларов США/кг.

Единый таможенный платеж является более экономичным, по сравнению с общепринятыми ставками таможенных платежей.

Средняя сумма платежей, взимаемых на основании ставок текущих таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость (44,1 млрд.сум) с превышающих норму без пошлинного ввоза товаров (62,3 млрд.сум), ввезенных физическими лицами за истекшие 9 месяцев 2019 года составляет 70,5% (за продовольственные товары 66,9%, за непродовольственные 70,8%).

То есть в этом случае в соответствии с требованиями статьи 300 Таможенного кодекса ставки таможенных пошлин в отношении превышающих норму без пошлинного ввоза товаров ввозимых физическими лицами в ручной клади были увеличены вдвое, так как страна происхождения товаров была не установлена и  не был предоставлен сертификат происхождения товаров.

Как видно из приведенного выше анализа, следует отметить, что нововведенный единый таможенный платеж фактически ниже ставок, взимаемых с физических лиц в настоящее время и вводимых с 1 января 2020 года.

Действующее законодательство не требует проверки качества и соответствия товаров соответствующим государственным стандартам, при ввозе физическими лицами для собственных нужд.

В Постановлении устанавливается требование об обязательном наличии производственной упаковки продовольственной продукции животного происхождения, ввозимой физическими лицами при перемещении через таможенную границу в ручной клади, сопровождаемом багаже, а также в почтовых отправлениях для личного пользования.

Для сравнения: В таких развитых странах как Китай, США и Корея строго определено обязательное наличие производственной упаковки ввозимой продовольственной продукции. Товары, не отвечающие установленным требованиям возвращаются или уничтожаются в самом пункте пропуска.  

Постановлением утвержден перечень товаров, не относящихся к товарам для собственных нужд при их ввозе физическими лицами.

Это связано с увеличением количества ввоза товаров предназначенных для коммерческих целей под видом товаров «для собственных нужд». В перечень предлагаемых товаров входят товары, которые должны использоваться в промышленности и подлежать обязательному контролю качества и безопасности.

Как было отмечено на конференции, порядок определения назначения товаров, в настоящее время перевозимых физическими лицами, разрабатывается с учетом международного опыта.

Этот документ предоставит возможность регулировать принципы определения назначения товаров, ввозимых физическими лицами для собственных нужд и дальнейшего совершенствования правовой базы таможенных органов.

Еще одним основным пунктом повестки дня конференции был вопрос касательно международных почтовых и курьерских отправлений.   

По действующему порядку установлены предельные нормы ввоза в республику физическим лицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами, в размере:

1000 (одна тысяча) долларов США в течение одного календарного квартала – для товаров, поступающих в адрес физического лица в международных курьерских отправлениях;

100 (сто) долларов США – для товаров, поступающих в адрес физического лица в международных почтовых отправлениях.

Установленные нормы распространяются только на товары, ввозимые в некоммерческих целях. На таможенные органы возложена ответственность за определение назначения таких товаров.

Однако, практический анализ ввозимых товаров в международных курьерских отправлениях в адрес физических лиц показывает, что осуществляются попытки импорта товаров без уплаты причитающихся таможенных платежей и других налогов, т. е. злоупотребляя установленной законодательством нормой ввоза товаров без уплаты таможенных платежей для физических лиц, фактически ввозятся товары коммерческого характера.

В целях попытки сокрытия коммерческих товаров под видом «для собственных нужд», ввозимых в международных курьерских отправлениях в адрес физических лиц, одна партия однородных товаров разделяется («дробится») на несколько «посылок» с вложением в них других товаров для прикрытия.

В результате, только по таким случаям за истекшие 10 месяцев 2019 г. выявлено 4813 фактов ввоза коммерческих товаров и взыскано в государственный бюджет 7 млрд. 122,2 млн. сум таможенных платежей.

В международных курьерских отправлениях выявляется большое количество коммерческого груза, отправленного под видом посылки «для личного пользования» в целях уклонения от уплаты таможенных платежей.

Эти товары не соответствуют критериям «для собственных нужд» и предназначены для реализации на внутреннем рынке страны.

В конце конференции журналисты и представители средств массовой информации получили ответы на все интересовавшие их вопросы

14.11.2019

Для прослушивания выделите текст и нажмите на эту кнопку